художники   
БАУМАНСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ

  • Дородный Сергей,
  • Калягина Надежда,
  • Норштейн Борис,
  • Овсянников Сергей,
  • Стасенко Евгений,
  • Сутягин Константин,
  • Сутягина Светлана,
  • Шевченко Александр.
Выставочный зал "ГОЛИЦЫНСКИЕ ПАЛАТЫ"
с 6 по 28 декабря 2002г.

"Весной 1988 года, прогуливаясь по Бауманской улице, я обратил внимание на один дом, в первом этаже которого сквозь раскрытые окна часто слышен был громкий, веселый смех. Позже, к осени, между оконными переплетами появилась симпатичная картина и объявление, что здесь находится художественная студия.
Я решил заглянуть, узнать чему тут так радуются..."
А. Шевченко

"Шел как-то по улице революционера Баумана и увидел хорошенькую девушку с лучистыми голубыми глазами. Она шла в студию к Жене..."
С. Овсянников

"Когда-то я училась на инженера, но всегда "по Чехову" хотела стать художником. Возможно, моя мечта бы и не осуществилась, если бы дорога в институт не проходила мимо художественной студии."
Н. Калягина

"15 лет назад я жил на Бауманской и был озабочен проблемой, как бы научиться живописи. Искал студию (хоть какую-нибудь), учителя (какого угодно), но почему-то никто не попадался. И вдруг хрен знает где увидел объявление: "Объявляется набор в студию живописи. Адрес: Бауманская, 46". 5 минут от дома, оказалось - судьба.
Так и живу рядом до сих пор."
К. Сутягин

"Однажды я очень захотел стать художником.
Однажды я попал в студию Жени Стасенко.
Однажды этот тиран и деспот научил меня рисовать. И как-то я сказал ему за это: "Спасибо". И он ответил: "Пожалуйста".
С. Дородный

 
 
Наша экспозиция представляет художников, которых объединяет то, что они вышли из стен студии Евгения Стасенко, расположенной на Бауманской улице, неподалеку от станции метро «Бауманская», в двух шагах от бывшего Бауманского рынка. На каком-то отрезке биографии многие из них жили, учились, работали в бывшем Бауманском районе.
Но этот формально-территориальный признак не единственное что их объединяет - есть также еще одна общая для них черта: эти художники не делают попыток казаться современными.

Современное искусство порой ругают за то, что оно непонятно широкому зрителю. При этом как пример позитивного, понятного искусства приводят классическое искусство и искусство народное.

Для народного искусства действительно было характерно органическое единение автора и зрителя . Это было своеобразным натуральным хозяйством - искусство рождалось и употреблялось в пределах одного селения и даже двора. Иногда и в пределах одного индивидуума (возьмем для примера песню в чистом поле что-вижу-о-том-пою). Таким образом, в народном искусстве отсутствовала проблема понимания автора зрителем, поскольку они были социально едины и рождение предмета искусства происходило с естественной необходимостью как для одного, так и для другого.

Классическое искусство сформировалось в условиях социального расслоения общества: искусство стало делом профессионалов, выделился класс богатых заказчиков. В этой ситуации понимание автора зрителем подразумевалось, поскольку оплачивалось. Однако, «широкий зритель» по существу оказался в стороне от классического искусства, понимание которого требовало значительной образованности.

Импрессионизм и экспрессионизм сделали заявку на право художника исходить из его индивидуального понимания искусства, не взирая на неприятие его творчества большинством зрителей.
А с появлением абстракционизма ситуация стала приближаться к патовой - только автор в какой-то степени мог претендовать на понимание своего творения, даже покупатель (!) не был способен объяснить: что же это такое он купил? В этой ситуации, когда художник делал нечто, что сам считал произведением искусства, а все прочие, за малым исключением, отказывали его произведению в принадлежности к искусству, естественно возник вопрос: а что же такое искусство? Где граница между искусством и неискусством?
Ответ на вопрос о границах искусства и его признаках очень скоро появился в лице различных видов и жанров концептуального искусства. Если этот ответ выразить коротко, то это будет выглядеть так: искусством является все, что в качестве такового предлагается. Впрочем, широкие массы общественности до сих пор отказываются считать искусством выкапывание и закапывание ям, экспонирование сантехники и консервирование экскрементов.

И вот, среди множества искренних попыток внести очередную «свежую струю» в искусство и еще более изобильных попыток спекулировать на всякого рода новациях, мы обнаруживаем художников, которые пишут маслом по холсту фигуративные сюжеты. Является ли это современным искусством? Если провести аналогию с музыкой, современным называют произведение, написанное нашим современником, независимо от инструмента, на котором оно исполняется. Да, эти художники современны, потому что все их произведения выражают их сокровенные чувства, убеждения и переживания - чувства, убеждения и переживания наших современников. И, в то же время, по силе искренности и теплоты их искусство стоит в том же ряду, что и лучшие произведения мировой живописной традиции.

Павел Щукин

вверх
о галерее
художники
гостевая книга
e-mail